19 мая Президент К. Токаев снова встретился с представителями бизнес-сообщества. Значительная часть выступления была посвящена вопросам верховенства права (защита прав собственности, открытое и справедливое правосудие, устранение коррупции).
Считаем, что такой акцент является своевременным, так как резерв роста экономики при нынешнем качестве института практически исчерпан.
Верховенство права означает приверженность общества и самого государства существующим законам. Также подразумевается, что закон един для всех, без исключений. Этот принцип является основой для функционирования рыночной экономики.
Возьмем инвестора, который рассматривает бизнес-проект. Можно тщательно рассчитать денежные потоки, ставки дисконтирования, всевозможные расходы, стоимость строительства. Но малейший риск потери прав собственности или неисполнения контрактов рушит всю идею и резко снижает стимулы для долгосрочных инвестиций.
Без сильной правовой системы государство не может эффективно, без коррупции, осуществлять свои функции. Экономические взаимоотношения не могут функционировать на основе произвола, когда никто не гарантирует соблюдение «правил игры». Верховенство права стабилизирует ожидания сторон и трансакции происходят «как по маслу».
Связь между верховенством права и уровнем экономического развития легко доказать и статистически. Корреляция подушевого ВВП (по ППС) и индекса верховенства права (Heritage Foundation) составляет 83%. Практически все развитые страны отличаются высокими позициями.
«Выжал» ли Казахстан максимум из своего уровня верховенства права? Расположение по верхней границе говорит о том, что ответ, скорее всего, утвердителен. Средний подушевой ВВП соседней 10-ки стран со схожими показателями в верховенстве права в 2 раза ниже казахстанского. Это Гамбия ($773), Египет ($3 569), Молдова ($4 547), Парагвай ($5 001).
Есть экстремальные случаи нефтяных стран, находящихся выше – Кувейт, Бахрейн и Саудовская Аравия. Но для этого Казахстан должен добывать в 3 раза больше нефти, что не представляется реальным.
И наоборот, казахстанскому уровню ВВП соответствуют страны с более высоким показателем верховенства права. Например, если Казахстан – «двоечник» в этой сфере, то Чили и Уругвай со схожим подушевым ВВП – практически «отличники». Другими словами, наш подушевой ВВП переоценен, с учетом наших институтов.
Ничего не делая с базовыми институтами сложно ожидать дальнейшего роста экономики Казахстана. Более того, это важнейшее условие для справедливого распределения доходов. Неравенство сегодня создается за счет особых привилегий отдельным гражданам и организациям, на которых закон не распространяется или в нем делаются исключения. Вливание же государственных средств в экономику при плохих институтах – это просто наполнение «дырявого ведра». Какой-то эффект будет, но такой ли ценой?
ความคิดเห็น