The Economist опубликовал интересную статью о неэффективной и непоследовательной экономической политике на примере сотрудничества Аргентины и Китая.
Если коротко, то:
1. Экономические отношения между странами стремительно развивались в последние десятилетия. Двусторонний товарооборот за 20 лет вырос в 11 раз до $26 млрд, а более половины из 62 кредитов, выданных китайскими банками в Латинской Америке, были направлены в Аргентину.
2️. При этом особые перспективы во взаимовыгодном сотрудничестве связаны с сельским хозяйством. Специализация Аргентины в данной отрасли, в частности в животноводстве, должна стимулировать страну активно осваивать миллиардный рынок Китая.
3️. Осознавая большой потенциал, Китай в 2018 году открыл свой рынок мяса для Аргентины и это дало мгновенный импульс двухсторонней торговле.
4️. Вместе с тем, в 2021 году Аргентина, пытаясь сдержать внутренний рост цен на мясо, приняла невообразимую для торгового партнера меру и ввела запрет на экспорт говядины. Из-за этого доходы местных фермеров упали, а отношения с китайскими покупателями ухудшилась.
5️. Также были введены пошлины на экспорт продуктов растениеводства от 7% (для подсолнечного масла) до 33% (для сои). В результате, по некоторым оценкам, упущенная прибыль от экспорта зерна и масличных культур составляет более $25 млрд в год, что эквивалентно 5% от сегодняшнего ВВП.
6️. Самое ироничное во всей этой истории это то, что инфляция в стране продолжает расти и уже превысила 100%, в основном из-за бесконтрольного печатания денег правительством.
7️. Еще более иронично то, что в этом даже нет политической подоплеки. Аргентина пытается установить больше связей с Китаем, присоединяясь к инициативе «Пояс и Путь», разрешив строить охраняемую военными космическую обсерваторию и привлекая инвестиции в энергетику и промышленность.
8️. Помимо принятия нерациональных и популистских мер, в экономической политике Аргентины существуют и системные проблемы. Одна из них – регулирование цен на электроэнергию. Население почти ничего не платит за электричество и расходует его неограниченно, что приводит к износу инфраструктуры и, как следствие, к его отключению.
Приведенный кейс экономической политики в Аргентине имеет аналогии и в Казахстане.
Так, принятие мер по ограничению вывоза товаров в период инфляции характерно и для нас. Например, в январе текущего года был введен запрет на вывоз лука, осенью прошлого года был временно запрещен экспорт угля автомобильным транспортом, а летом действовал запрет на вывоз сахара. Но эти меры не только не эффективны в борьбе с инфляцией, но зачастую способствуют увеличению нелегального вывоза товаров в соседние страны и возникновению дефицита на внутреннем рынке.
Общеизвестной проблемой является регулирование цен на электроэнергию, из-за чего приходит в аварийное состояние инфраструктура. Как следствие, в ряде регионов отключения электричества уже давно стали нормой.
Напоследок, стоит напомнить, что экономическая история Аргентины стала классическим кейсом среди экономистов по тому, как богатейшая страна в мире может превратиться в бесперспективного середняка. Случилось это в значительной мере из-за действий политиков-популистов, стремившихся к ручному управлению экономикой. Видимо уроки истории усваиваются очень тяжело, раз мы видим, что эти традиции сохранились и в сегодняшней Аргентине.
Однако, усваивать последствия чрезмерного регулирования и искажения экономических процессов все же лучше на чужом примере.
Comments