Экономисты и финансисты рассказали, как сейчас обстоят дела с закредитованностью казахстанцев, и поделились мнением, как лучше решить проблему просрочки по кредитам, передает корреспондент Tengrinews.kz.
"У нас в Казахстане проживает 12,9 миллиона человек старше 18 лет. Президент ранее говорил, что в стране у нас 545 тысяч человек имеют просрочки по кредитам более 90 дней. Это 4,2 процента от взрослого населения. То есть проблема находится в режиме управляемости", - сказал в интервью экономист, автор Telegram-канала DESHT Куаныш Жаиков.
Он отметил, что уровень безработицы в Казахстане, по официальной статистике, как раз находится в районе 5 процентов.
В то же время Жаиков считает, что 90 дней просрочки не дают полного понимания картины.
"Если просрочка год и больше - это серьезная проблема. Это означает, что в течение года человек явно скрывается и ничего не делает. А просрочка в 90 дней может произойти от чего угодно. Человек потерял работу, не успел трудоустроиться, или трудоустроился, но не успел получить зарплату, чтобы погасить кредит. Или у предпринимателя, касается мелкого и малого бизнеса, которые берут кредиты как физлицо, случился кассовый разрыв. Он купил товар, продал, деньги не пришли за проданный товар, застряли в дебиторской задолженности, и ему временно нечем обслуживать кредит. Мы не знаем, насколько это серьезная проблема, насколько это безнадежная задолженность", - пояснил эксперт.
Куаныш Жаиков считает, что проблема пока находится в зоне управляемости, но власти могут усугубить проблему, если начнут вводить жесткие регуляторные решения.
"Они могут сгоряча начать рубить шашками. Например, нельзя просто заставить банки простить кредиты. Дело не в иждивенчестве. Просто, если банки заставлять делать это себе в убыток, они в следующий раз еще менее охотно будут выдавать кредиты. Кредитная амнистия у нас была в 2019 году. Банки будут понимать, что раз в три года они будут нести убытки. И мы с вами этот кредит просто не получим как физлица. Нам надо будет предоставлять кучу справок, показывать какой-то нереальный доход, чтобы нам дали хоть какой-то кредит", - предупредит экономист.
Еще менее желательной Куаныш Жаиков назвал меру по запрету брать в залог кредита единственное жилье.
"У большинства микро- и малых бизнесменов ничего другого нет. То есть бизнес, который только-только раскручивается, из ремесла превращается во что-то профессиональное, у него нет больше актива, кроме жилья. И он готов этим рискнуть, но ему не дают. Экономика строится на обороте денег. Если деньги не оборачиваются, экономика не растет.
Я сторонник того, что люди сами должны нести ответственность за свою жизнь. Ситуации бывают разные. Завтра кому-то кредит понадобится, на операцию матери, кому-то нужен будет кредит на развитие действительно полезного и доходного бизнеса. Додумывать за людей их риск-аппетиты и их способность гасить займы - это точно не дело государства", - отметил Жаиков.
По словам экономиста, к решению проблемы с кредитами нужно подойти с другой стороны. В Казахстане есть пять процентов людей, жизненные условия которых настолько плохи, что они не могут выплачивать долги. Скорее всего, предположил экономист, жизнь этих граждан также неудовлетворительна: они живут в плохих условиях, плохо питаются, имеют проблемы со здоровьем. И тогда получается, что вопрос стоит гораздо шире, чем просто плохие кредиты.
Если социальные службы смогут вовремя выявлять таких граждан, трудоустраивать их и оказывать поддержку, вопрос с кредитами отпадет сам собой, заверил экономист.
"Банки не заинтересованы в том, чтобы закредитовать всех граждан и отнять у них последнее. Это старое мышление, что финансисты - это злые люди, которые забрали все деньги и сидят довольные. Когда возникает ситуация с проблемным кредитом, банки не бегут сразу отбирать залог. Некоторые переподписывают договор, предоставляют отсрочку. Банки не заинтересованы в том, чтобы у человека было все плохо. Они тоже заинтересованы в том, чтобы он встал на ноги, до конца все выплатил, даже с небольшими потерями для банка. Чтобы завтра еще раз пришел и получил кредит или, наоборот, открыл депозит", - пояснил Жаиков.
Ограничения, по словам экономиста, могут привести к гораздо более печальным последствиям.
"Людям всегда нужны деньги. Если они не смогут получить их легально, в банке, то они пойдут просить нелегально. Ранее у нас были такие кредиторы, которые выдавали деньги под 10 процентов в месяц, распиской. Вот это были кабальные условия. А если не возвращаешь, то начинается криминал. Натравливают "братков", с понятными методами. Государству нужно учитывать этот момент", - добавил экономист.
Comments