Недавно Всемирный банк назвал 2012 – 2022 годы «потерянным десятилетием» для казахстанской экономики. Свои выводы аналитики фининститута подкрепили графиками медленного роста ВВП страны, и другими важными для экономики страны показателями. Но пикантность ситуации в том, что именно на эти годы в Казахстане пришлись такие дорогостоящие для бюджета программы как «Нурлы Жол», форсированное индустриально-инновационное развитие и многие другие. Судя по выводам аналитиков Всемирного банка, триллионы тенге на эти программы были потрачены зря. Кто виноват в этих бесполезных тратах? И есть ли какие-то намеки на то, что мы все же выбрались из экономического тупика и нашли новый путь развития? Или, может, Всемирный банк в чем-то ошибся, и Казахстан вполне успешно развивается? Эти вопросы «Голос народа» обсудил с экономистами.
Что сказал Всемирный банк?
На заре независимости, как отмечают аналитики Всемирного Банка, Казахстан провел ряд успешных рыночных реформ и вплоть до 2008 года они «тянули» экономику страны вперед. Но потом рост экономики Казахстана замедлился, а в 2012 – 2022 годах и вовсе было зафиксировано замедление роста производительности различных компаний с 4,5% до 0,9% в год.
Замедлились модернизация компаний, эффективность распределения товаров, а также – предпринимательская активность.
Как отмечают аналитики Всемирного банка, годы с 2012 по 2022 год можно назвать для казахстанской экономики «потерянным десятилетием». Что же касается различных госпрограмм, которые в это время активно разрабатывал Казахстан, то они, по мнению Всемирного банка, сделали только хуже.
«Преобладание обширной государственной поддержки, вероятно, непреднамеренно способствовало возникновению большого числа компаний-зомби, которые еле выживают и не имеют мотивации для расширения», - пишут аналитики Всемирного банка.
На будущее у Всемирного банка прогноз для Казахстана сдержанно-оптимистичный. Они считают, что рост экономики Казахстана замедлится до 3,4% в 2024 году и затем вернется к 4,5-5% в 2025 году, главным образом, за счет производства нефти.
Между тем, у правительства Казахстана на ближайшие годы более амбициозные планы. Во-первых, к 2029 году ВВП страны должен вырасти вдвое: с текущих 225 млрд. долларов до 450 млрд., а, во-вторых, экономика должна расти как минимум на 6% ежегодно.
Не все так плохо, как Всемирный банк говорит?
Экономист, руководитель аналитического центра DESHT Institutional Transformation Group Куаныш Жаиков с выводами аналитиков Всемирного банка мог бы поспорить.
«Я бы не согласился, что это было худшее десятилетие, хотя по макропоказателям так и выглядит. Во-первых, были 90-е, когда у нас, наконец, обанкротилась вся экономическая система, которую искусственно поддерживали десятилетиями. Гиперинфляция, безработица, невыплата зарплат, отключение коммунальных услуг, отъезд 4 млн зарубеж, повсеместный криминал... Я не знаю, как можно сравнивать это с вполне благополучными 2010-ми. Да и в целом, нашей независимости всего 30 лет с копейками», - напоминает он.
Спад экономики в последние годы экономист связывают в первую очередь с сокращением притока иностранных инвестиций в недропользование Казахстана. Во многом, кстати, это было обусловлено не только личным желанием инвесторов, но и политикой самого Казахстана, который заявил, что отныне приоритет – переработка, а не сырье. И несырьевые отрасли экономики, как напоминает Куаныш Жаиков, все эти годы демонстрируют прирост примерно на 5%.
«То, что для жителей постиндустриальной Алматы и Астаны не видны эффекты от новых заводов ни о чем не говорит. В местах, где они открылись, произошли важные изменения. У нас большая и разбросанная страна, каждый «колодец» живет своей жизнью. Да, не было новых несырьевых «Тенгизов» и «Кашаганов», но это и нереально, откровенно говоря. Потенциал нашего несырьевого экспорта достаточно низок, потому что окружают нас не самые богатые страны, кому и что мы должны поставлять?», - призывает отключить алармистские настроения Куаныш Жаиков.
Также он напоминает про высокий уровень цифровизации Казахстана, которым восхищаются даже иностранцы, и предлагает адекватно оценивать и другие косвенные факторы развития.
«Бум рождаемости. В 90-х все было настолько плохо, что рождаемость упала ниже простого воспроизводства населения. А сейчас Казахстан занимает 1 место в мире по изменению структуры населения в пользу детей. Я уверен, скоро выйдут данные, что рожают далеко не только бедные слои общества», - говорит Жаиков.
Но даже с учетом столь оптимистичного взгляда на Казахстан, экономист слабо верит в то, что нашей стране удастся за 5 лет удвоить ВВП. Как он предполагает, такую высокую планку Президент поставил перед правительством прежде всего для оживления дискуссии о дальнейшей либерализации экономики, ведь о бурном росте нельзя даже мечтать, если частный бизнес задыхается от налогов и не может справиться с конкурентом в виде квазигоскомпаний.
Comments