top of page

Экономика в руках правительства: сможет ли Казахстан слезть с нефтяной иглы

Из интервью Президента Казахстана от 3 января 2024 года: "От усилий всех граждан зависит, каким этот год останется в истории страны. В своем новогоднем обращении я сказал, что в следующем году мы станем свидетелями нового подъема нашей нации, но всем нам придется хорошо поработать для достижения этой цели".


Tengrinews.kz представляет спецпроект о том, что ждет нашу страну в будущем. Мы рассказываем, как реформы Президента, обстановка в мире и глобальные тренды могут повлиять на жизнь каждого казахстанца.


Всемирный банк в Докладе об экономике Казахстана прогнозирует, что в 2024 году Казахстан ожидает умеренное ускорение темпов роста экономики, при котором прогнозируемый рост реального ВВП составит 4 процента, при этом главный двигатель роста - углеводородный сектор за счет увеличения добычи нефти.


На чем сейчас базируется экономика Казахстана

Казахстан является страной с высокой зависимостью от добычи и экспорта природных ресурсов, таких как нефть, газ, уран, металлы и другие минеральные ресурсы. Развитие нефтегазового сектора хоть и позволило экономике страны войти в число развивающихся стран, однако сильная зависимость от ископаемого топлива сделала Казахстан уязвимой перед резким изменением цен на сырье и снизила способность к росту на основе производительности. Это означает, что экономика нашей страны часто подвержена колебаниям мировых цен на эти товары.


Как объяснил экономист Куаныш Жаиков, многие небольшие развивающиеся экономики состоят из 3-4 основных частей. Казахстан - не исключение.


Первая отрасль казахстанской экономики - экспортная. Это то, что приносит основную валюту, включая сопутствующие сферы. В Казахстане - это сырье и первичная переработка - нефть, газ, концентрат и различные металлы, сельскохозяйственные продукты. Здесь же вся цепочка - геология, техническая поддержка, строительство трубопроводов, оптовая торговля сырьем, его транспортировка, хранение зерна.

"Например, если сам нефтегазовый сектор составляет 11 процентов всей нашей экономики, то со смежными отраслями будет 19 процентов. Соответственно, можно предположить, что треть казахстанской экономики прямо или косвенно связана с экспортными отраслями", - пояснил он.

Вторую большую часть экономики составляют государственные и социальные услуги. Это во многом означает перераспределение денег - налоги из экспортных и прочих отраслей на образование, здравоохранение, оборону и правопорядок, бюрократию, культуру и спорт и так далее.

"По деньгам вторая часть экономики составляет всего 10 процентов. Но именно в этой части работает каждый четвертый человек в Казахстане. Причем если сырье и заводы из первой части экономики находятся в определенных местах, то эти отрасли представлены везде, даже в самых отдаленных аулах страны", - говорит Жаиков.

Третья часть экономики Казахстана - многочисленные коммерческие городские услуги для населения. Сюда относятся розничная торговля, проживание и питание, обслуживание. Здесь, как отметил эксперт, две характерные особенности: первая - большая связь с импортными товарами - от техники до одежды, вторая - большой "теневой" сектор.


Четвертая большая часть - бизнес-услуги и технологичная промышленность. Эти отрасли характерны для развитых стран, а в Казахстане пока представлены слабо.

"Вся эта махина в экономике взаимосвязана миллионами связей, управлять ею практически нереально. В нее встроена своя логика развития, как у человека:а) мы тоже совершаем множество действий за день, не задумываясь;б) по мере взросления мы получаем новые навыки, не раньше.Что беспокоит власть и экспертов - это первый сектор экономики, который дает валютные поступления. С него мы получаем налоги, благодаря ему можем позволить себе импорт. А сырье не бесконечно. Если смотреть на развитые страны, то хочется больше четвертого сектора", - подчеркнул Куаныш Жаиков.

bottom of page