top of page

Нужна ли Казахстану верхняя палата парламента?

Раньше сенаторы принимали законы, теперь могут только одобрить.


Новоиспеченные депутаты мажилиса работают третью неделю: новички осваиваются, «старички» продолжают уже знакомую деятельность. Новобранцы VIII созыва, в отличие от предшественников, обладают большими полномочиями: после внесенных Президентом изменений в Конституцию и конституционные законы нижняя палата парламента усилила позиции, получила право принимать законы, а сенат – одобрять или не одобрять законы, уже принятые мажилисом.


И поэтому все чаще стала слышна мысль: а нужна ли нам, в свете этих изменений, верхняя палата парламента? Может, целесообразнее и дешевле для бюджета ликвидировать сенат? «Голос народа» задал этот вопрос экономистам и политологам.


Голос регионов

Руководитель НКО «Desht» Куаныш Жаиков рассказывает: в беседах с представителями старшего поколения экспертов слышал, как негласно рождалась система институтов в независимом Казахстане.


«Тогда, в начале 90-х, перед страной стояли разные модели для импорта. В свое время, например, Сингапур выбрал британскую, а Япония – прусскую. Мы выбрали французскую модель – у президента были советники-французы, которые якобы были соратниками Шарля де Голля. Но была и другая сторона – во Франции наиболее пирамидальная структура общества, во главе с сильным президентом. Отсюда же структура парламента, с разделением полномочий.


Если в маленьких странах мажилис мог быть абсолютно любым с точки зрения представленности регионов, то для Казахстана региональная компонента критична, поскольку территориально мы крупная и разнородная страна. И принципиально важно, чтобы у каждого региона был свой, настоящий голос. Как этот голос собирается – другая история, но как институт нужен сенат, иначе возрастают риски сепаратизма», - говорит Жаиков.


Он рисует возможную картину: условная столица варится в своей каше, все друг друга знают, общаются, назначают на депутатские места. В это время условные СКО и Мангыстау говорят: там, в центре, нашей представленности нет от слова совсем.

«И, естественно, начинаются сепаратистские настроения. Поэтому нужен мостик. И им раньше был только сенат, куда от каждого региона избиралось по 2 депутата.


Много и других аргументов в пользу существования верхней палаты парламента, которая, как и во Франции, очень консервативна. Есть откровенное недоверие мажилису, и, если оттуда будут прилетать популистские решения, кто-то должен тормозить их и выступать как фильтр», - акцентирует собеседник.


Также он добавил, что последние годы наблюдает политику открытости со стороны сената. В качестве эксперта его приглашали сюда для выступлений, в том числе по вопросам регионального развития.


«Я открыто поделился критикой существующих подходов госуправления во время парламентских слушаний, с прямой трансляцией. Для сравнения, в мажилисе подобных попыток я не припомню», - говорит Жаиков.


bottom of page