Экономисты называют решение о повышении цены топлива полумерой.
Почему шаг властей – это полумера, и к чему еще готовиться казахстанцам? И, раз уж у нас такая проблема с дешевым топливом, как уверяют госмужи, может, надо поднимать цену бензина еще выше, отменяя параллельно транспортный налог? «Голос народа» задал эти актуальные вопросы экспертам.
Игра в одни ворота
Руководитель НКО «Desht» Куаныш Жаиков отмечает: тема повышения цен на ГСМ - это дилемма из категории сделать а) болезненную операцию и некоторое время восстанавливаться или б) всю жизнь ходить с ноющей болью, которая только усиливается.
«За дисбаланс цен мы все равно платим. Платим потерей доходов из-за дефицита топлива, когда оно так нужно. Субсидируем граждан соседних стран, которые вывозят наш ресурс по дешевке. Субсидируем богатых на внедорожниках, выхлопы из старых автомобилей. Не можем собрать налоги, чтобы помочь тем же бедным, которые страдают от роста цен. Замкнутый круг», - говорит экономист.
«А теперь в пользу населения. Высокие цены собьют лишний спрос. Но вот все ли у нас нормально с поставками? Достаточно ли у нас конкуренции в нефтепереработке или там только госкомпании? Достаточно ли конкурентные оптовая торговля горючим и розница на заправках? Я про реальную конкуренцию, а не статистическую.
Если нет, то это игра в одни ворота - население платит, а ограниченный бизнес и государство богатеют».
В этих условиях, возможно, стоит отменить налог на транспорт и вложить его в цену топлива: чем больше ездишь – тем больше платишь?
«При условии рыночных цен на бензин - и достаточно высоких, налог на транспорт, конечно, нелогичен. Вообще, много налогов лишены логики, если на то пошло. Автомобили с большими двигателями и так будут платить много налогов. Как и старые автомобили. Чем больше будут ездить, тем больше будут платить – это, к слову, о ремонте дорог. Это была бы простая система, понятная всем и легко администрируемая. Но есть люди, которые зарабатывают на сложных схемах, им это невыгодно», - считает Жаиков.
Экономический блок правительства, по его оценке, сейчас не будет заниматься экономической логикой.
«Там чисто фискальная задача - раздули обещания и бюджеты, нужны деньги, чтобы финансировать. Вот и будут ходить, скрести по сусекам», - говорит экономист.