Более плотная сетка райцентров решит не только социальные вопросы, но и стратегические.
Катон-Карагайский, Маркакольский и Маканчинский районы в течение двух лет появятся на карте страны. Об этом стратегическом решении на недавнем Национальном курултае в Туркестане сообщил президент страны. «Голос народа» узнал мнение экспертов об этом шаге и его последствиях для государства и граждан.
Только без советского планирования
Руководитель НКО «Desht» Куаныш Жаиков отмечает: если бы речь шла о всех приграничных районах, они были бы против, потому что для экономического развития нужна концентрация людей.
«Это противоречит и другой политике государства – «люди к инфраструктуре». Даже с точки зрения безопасности - исторически, от Римской империи до казахской степи - урбанизированные государства захватывали аграрные, разбросанные территории. Была бы и другая претензия - почему такая инициатива звучит от президента, а не местного маслихата. Хотя у него есть конституционные полномочия по местному административно-территориальному устройству. Это нарушает вертикаль власти», - комментирует экономист.
Но президент сказал именно про 3 района вдоль восточной границы и с точки зрения национальной безопасности.
«Мы не знаем всей внутренней кухни, но это немного меняет посыл. Возможно, решение связано с нормализацией территорий вдоль китайской границы, особенно с учетом отмены визового режима. Территория трех этих районов - Катон-Карагайского, Курчумского и Урджарского - сопоставима, например, с Грузией. А населения - 2 человека на квадратный километр. Если вопрос безопасности, то наверняка нужна соответствующая инфраструктура, которую местные власти сами не потянут.
Другое дело, что население мы не удержим никакими средствами. Экономическая специализация этих районов специфична и, если вы хотите по жизни заниматься чем-то другим, вы уедете», - продолжает Куаныш Жаиков.
Но там должны остаться профессионалы, как, например, в США и Австралии, подчеркивает он.
«Те, кто в промышленных масштабах собирается заниматься сельским хозяйством и отправлять продукцию в Китай. Те, кто связан с таможенной сферой, военные и около-военные, нацбезопасность. Те, кто всерьез занимается туристическим бизнесом», - перечисляет он тех, для кого возрождаются старые районы.