Прилетит черный лебедь, и в очередной раз тенге может рухнуть.
Август в стране – месяц девальваций. Так уже было неоднократно. «Голос народа» решил узнать у экспертов, ожидает ли нас падение нацвалюты на этот раз.
Пока держат оборону
Руководитель НКО «Desht» Куаныш Жаиков ответил: если речь идет именно о девальвации, когда тенге слабеет на 20% и больше за пару недель, то для этого нужны большие события.
«Такие, которые сложно пропустить. За последние 3 года это было 2 раза. Первый, когда началась пандемия и цены на нефть в какой-то момент стали ниже нуля. Второй - когда началась война в Украине. Такие шоковые события непрогнозируемы. Максимум, что к ним применяется, это сценарный анализ «что, если». Но когда подобное случается, то всегда есть пару дней, чтобы спасти накопления. Причем, как правило, после паники все нормализуется», - сказал экономист.
Как подчеркивает Куаныш Жаиков, на тенге даже в этом случае могут влиять только внешние факторы. Внутренние же проблемы к катастрофическому падению национальной валюты не приведут.
«У власти есть валютные резервы. Есть также адекватные политики и экономисты, которые пока не дают расшатать макроэкономическую стабильность. Оборону держат», - мотивирует он свою точку зрения.
Кроме того, всем, кто переживает о своих накоплениях, необходимо видеть ситуацию в целом, а не ориентироваться исключительно на курс «тенге – доллар».
«Курс сейчас 442, ставка по депозиту в тенге - около 15%. Если вы уверены, что доллар в течение года дойдет до 505-510 тенге, то можно беспокоиться. Это психологическая граница, чтобы принимать решение. Но напомню: таких высот мы достигали один раз, в марте прошлого года на фоне начала войны, когда никто ничего не понимал», - объясняет экономист.
«Если вы все же перевернетесь и будете сидеть в долларах, а курс не изменится, то потеряете за год 60-65 тенге с каждого доллара.
Прогнозов с конкретными цифрами не существует, их могут дать только непрофессионалы. Накопления и капитал требуют беспокойства - придется отслеживать большие новости и развивать финансовую грамотность».