top of page

ЧТО НАЦБАНК ВИДИТ ЗА УСКОРЕНИЕМ ЭКОНОМИКИ?

  • Фото автора: Алибек КОНКАКОВ
    Алибек КОНКАКОВ
  • 13 июн.
  • 3 мин. чтения

Директор по государственному управлению и политике




Национальный Банк опубликовал в четверг ежеквартальный доклад о денежно-кредитной политике, в котором представил свой анализ по текущему состоянию экономики, обоснование по решению по базовой ставке и прогнозы по динамике макропоказателей.


Если вкратце, то годовая инфляция растет (11,3% в мае) из-за внутренних (цены на услуги, потребительский спрос, издержки производства) и внешних (инфляция в России, мировые цены на продовольствие, эскалация торговых войн, волатильность на сырьевых рынках) факторов. Как следствие, регулятор сохраняет умеренно-жесткую монетарную политику (базовая ставка – 16,5%) и повысил свой прогноз по инфляции (с 10–12% до 10,5–12,5%). При этом он также повысил прогноз по росту экономики (с 4,2–5,2% до 5–6%).


Вместе с тем, с учетом уникальных среди казахстанских госорганов компетенций Нацбанка в сфере макроэкономического анализа и прогнозирования стоит рассмотреть детальнее некоторые аспекты его оценки экономической конъюнктуры.


Перегрев экономики

Нацбанк отмечает рост экономики в I квартале на 5,6% и указывает в качестве драйверов со стороны производства следующее:


  • досрочное расширение добычи на месторождении Тенгиз;

  • масштабная реализация инфраструктурных проектов в обрабатывающей промышленности и строительстве;

  • рост в строительном секторе благодаря жилищному строительству, возведению школ и модернизации инфраструктуры.


Со стороны спроса в качестве основных драйверов роста указываются усиление потребительского спроса и ускорение инвестиционной активности (благодаря государственным инвестициям).


В этой связи, примечательно, что по оценкам Нацбанка с 2021 года экономический рост устойчиво находится выше оптимального уровня (при естественном уровне безработицы, в условиях эффективного использования ресурсов, без перегрева экономики и роста инфляции) из-за роста внутреннего спроса. При этом в качестве одного из ключевых драйверов внутреннего потребления указывается усиление роли фискальной политики.


Фискальное стимулирование

По оценкам Нацбанка, в фискальной политике в I квартале наблюдаются положительные тенденции. Баланс государственного бюджета существенно улучшился за счет высоких налоговых поступлений (за исключением НДС) и неполного освоения затрат.


В этой связи отмечается, что фискальная политика была менее стимулирующей, чем в 2024 году.


Вместе с тем, если смотреть общую картину, то Нацбанк отмечает и ряд отрицательных тенденций. Так, рост расходов госбюджета (с 18,4% от ВВП в 2018 году до 22,6% в 2024 году) сопровождается ростом расходов на обслуживание долга. Касательно качества расходов отмечается, что с 2007 по 2024 годы, в то время как текущие расходы (зарплаты, трансферты и т.д.) выросли в 13 раз, капитальные затраты (приобретение основного капитала, затраты на развитие) выросли лишь в 7 раз. При этом, как отмечает регулятор, первый тип расходов «стимулируя спрос, в большей степени влияют на циклические колебания ВВП», в то время как второй тип расходов нацелен на «увеличение производственного потенциала экономики».


Кроме того, отмечается, что трансферты из Нацфонда не сопровождаются «более качественным развитием экономики Казахстана с точки зрения ее диверсификации».


Наконец, как подытоживает регулятор:


«Продолжающееся активное вливание денег в экономику, после минования кризисов, разгоняет спрос, а при отстающем росте предложения (когда расходы бюджета растут быстрее доходов и экономической активности) увеличивает инфляционное давление, перегревая экономику, в меньшей степени способствуя сбалансированному долгосрочному росту экономики».


***

Таким образом, Нацбанк указывает на признаки перегрева экономики – ситуацию, при которой рост внутреннего спроса, во многом стимулируемый фискальными мерами, опережает возможности предложения и усиливает инфляционное давление. С учётом ведущей роли государства в формировании как спроса, так и инвестиционного импульса, это может сигнализировать о необходимости пересмотра приоритетов экономической политики – в сторону сокращения проциклических стимулов, таких как повышение текущих расходов, и усиления структурных, институциональных подходов, обеспечивающих устойчивость и качество экономического роста.


В этой связи, настоящим приоритетом в текущей экономической политике должно быть не стимулирование роста, а борьба с инфляцией, которая в этом году снова ускоряется. Исторический опыт показывает, что преждевременный переход к стимулированию в условиях снижающегося, но ещё не укоренившегося уровня цен часто приводят к возвращению инфляционного давления. Как отмечают исследователи МВФ, в 90% случаев неудачи в борьбе с инфляцией были связаны с преждевременным смягчением политики. Успешные примеры, напротив, демонстрируют важность последовательного и устойчивого курса на снижение инфляции, даже ценой временного замедления роста. В долгосрочной перспективе именно ценовая стабильность становится основой более высокого и устойчивого экономического роста.

bottom of page