19 марта в Казахстане прошли парламентские выборы. Согласно Конституции, избранный Мажилис должен утвердить нового премьер-министра. Далее он представит на утверждение президенту структуру и состав нового правительства.
Сегодня делаются разные прогнозы по перспективам действующего правительства и его членов, даются различные оценки их эффективности. Многие упрекают чиновников в неспособности побороть инфляцию. Другие, при всей критике, отмечают, что это правительство работало при крайне нестабильных внешних условиях.
Вместе с тем, и сам госаппарат, и экспертное сообщество склонны переоценивать возможности исполнительной власти напрямую влиять на экономические тенденции.
Так, для борьбы с инфляцией правительство активно использует регулирование цен на социально-значимые товары, а также торговые ограничения. При этом такие нерыночные инструменты в лучшем случае могут временно оттянуть рост цен («эффект пружины»), а в худшем – привести к дефициту. Более того, центральным госорганам сложно контролировать их применение, так как этим занимаются местные власти.
Поэтому борьба с инфляцией ручными методами приводит лишь к необоснованным ожиданиям, после неудовлетворения которых чиновникам приходится проявлять самокритику уровня «унтер-офицерской вдовы».
Другой пример – низкие доходы населения. Госаппарат в последние годы активно практикует повышение минимальной заработной платы (МЗП). Логика может казаться очевидной, так как последнее повышение МЗП затронуло почти два миллиона наемных работников.
Проблема заключается в том, что это серьезно дестимулирует выход бизнеса из «серого» и «теневого» секторов, к которым сегодня в Казахстане можно отнести 64% рынка труда. При этом практика показывает, что повышение МЗП не приводит к росту минимального заработка и внутри данных секторов.
Все это примеры того, как бюрократия, уверовав в свои возможности, склонна к принятию прямолинейных и неэффективных мер.
При этом неверные ожидания от возможностей госаппарата могут использоваться в частных интересах.
Так, широкую поддержку в обществе находят идеи развития отечественного производства и избавления от так называемой импортной зависимости. При этом чиновники, как операторы финансовых мер поддержки, подходят к задаче именно через сокращение импорта. Это искажает конкурентную среду в пользу отдельных текущих проектов, что создает для них комфортную нишу и в дальнейшем дестимулирует развиваться. Потребители также страдают от выросших цен и отсутствия выбора. И все это потому, что польза от быстрых побед перевешивает долгосрочные издержки.
Политика импортозамещения имеет корни в советском прошлом, когда абсолютное доминирование отечественного производства в скудных потребительских товарах воспринималось как элемент экономической независимости. Вместе с тем, с экономической точки зрения страх перед импортом в Казахстане не обоснован, так как за последние 20 лет доля импорта во внутреннем потреблении значительно сократилась, а сам импорт не критичен в общем потреблении домохозяйств.
Конечно, его много в отдельных, очень «заметных» товарах – автомобилях, одежде, мебели, в некоторых продуктах (сахар, мясо птицы, колбасы). Однако, в основном импорт приходится не на потребительские товары, а товары промежуточного значения для бизнеса при создании товаров и услуг.
Поэтому политика импортозамещения может обернуться выстрелом в собственную ногу.
Таким образом, важно формировать реалистичные ожидания от госаппарата в экономической политике.
Центральной исполнительной власти, в свою очередь, следует сфокусироваться на постановке правильных и реализуемых стратегических задач. Как показывает практика, оперативные решения все равно в большей степени зависят от исполнения на местах.
В этой связи, вспоминается следующая цитата лауреата Нобелевской премии по экономике Ф. Хайека:
«Если своими попытками улучшить социальный порядок политик хочет принести больше пользы, чем вреда, он должен усвоить, что в социальной и в других областях, где преобладает сложный тип организации, он не может получить все необходимые знания, чтобы стать хозяином положения.
Поэтому он должен поступать не как ремесленник, формующий свои изделия, а как садовник, создающий условия для роста растений».
Кто бы ни возглавил следующее правительство, как бы оно ни было сформировано, оно должно отойти от ручного управления и прямолинейных подходов, и сконцентрироваться на создании благоприятных условий для экономической активности.
Ключ к этому – экономическая либерализация через последовательные реформы по обеспечению конкуренции и свободного ценообразования. Вкупе с эффективной адресной социальной политикой, эти реформы обеспечат оперативную саморегулируемость экономики, что сделает ее более устойчивой к внешним шокам.
При этом критическую важность имеет последовательность реформ, так как освобождение цен без обеспечения конкуренции приведет лишь к возникновению частных монополий.
Стоит заметить, что данный подход к экономической политике соответствует установкам президента в послании народу в сентябре прошлого года. В частности, тогда были сделаны следующие акценты:
курс на «экономическую свободу» через развитие институтов верховенства права, эффективности госрегулирования, открытости рынка, влияющие на формирование бизнес-среды.
концентрация на стимулировании частной предпринимательской инициативы через снижение чрезмерного вмешательства государства в экономику, расширение инструмента кредитования бизнеса, до упрощения налогового режима.
фокус на возвращении ценам их изначальной роли через введение свободного ценообразования на основе спроса и предложений.
демонополизация экономики и развитие конкуренции через регулирование в рамках специального антимонопольного права.
упрощение процедур регулирования предпринимательства.
Конечно, госаппаратом с прошлого года уже начата работа по вышеуказанным направлениям. Однако, новому правительству следует приоритезировать данные задачи и провести анализ эффективности принятых мер, с упором на их дополнение и усиление.
В данной работе активную роль должен принимать новый мажилис, как публичная площадка для дискуссий. Это обеспечит открытость, объективность и легитимность принимаемых решений, а также повысит контроль над достижением результатов.
В противном случае социально-экономические проблемы будут усугубляться, высокие цены заменит тотальный дефицит, особенно базовых товаров и благ. Доверие к власти будет окончательно подорвано, а вслед за этим возникнет вопрос сохранения государственности в целом.
Comments