top of page

TALDAU TALKS: ЭКСПОРТ

Вышел очередной подкаст Сената, и мы поддерживаем тезис Сабины Садиевой про интересный баланс спикеров. Это высветим в конце, а пока, традиционно, хотели бы поделиться некоторыми наблюдениями.

 

1. Протекционизм не означает отход от либеральной экономической модели.


Наш общий «враг» – это принцип «laissez-faire» или невмешательства. А вот Адам Смит с пониманием относился к роли государства в тарифных войнах:

«…когда иностранное государство ограничивает высокими пошлинами или запрещает ввоз наших изделий… чувство мести, естественно, диктует возмездие – обложение такими же пошлинами… Такого рода репрессивные меры могут быть признаны правильной политикой, когда имеется вероятность, что они приведут к отмене высоких пошлин или запрещений. Приобретение вновь обширного иностранного рынка обычно возместит с избытком временную невыгоду».

Торговля должна быть справедливой, поэтому зеркальные меры нормальны. Но точно полной глупостью будет первыми повышать пошлины и устанавливать запреты (кроме нац. безопасности).

 

2. Министр торговли в целом прав – если сравнивать экспорт и импортозамещение, то к экономическому росту вероятнее приведет первое. Восточная Азия и Восточная Европа резко выросли именно на экспорте. А Латинская Америка и Южная Азия не могут вырасти на импортозамещении.


Проблема в том, что у нас особая география: большая удаленность от рынков сбыта, ощутимые транспортные издержки и нерыночные соседи. Опять же, возвращаясь к А. Смиту, это сигнал: нам надо обратить внимание на выстраивание эффективной рыночной внутренней торговли, а не ставить всё на внешнюю.

 

3. Экспорт – это лишь первый шаг более широкой стратегии интернационализации. Спикеры правильно подметили – это начальная стадия, чтобы просто «пощупать» новый рынок.


Дальше незачем постоянно субсидировать логистику – нужно открывать казахстанские предприятия в другой стране. Это наши ПИИ.


А как же ВВП и рабочие места? Удивительно, но развитость страны определяется не через ВВП, а ВНД. Первое – это когда иностранец зарабатывает в Казахстане. Второе – когда казахстанец зарабатывает неважно где.


Именно это мы и должны поощрять, а зацикливаться на статистической отправке товаров из нашей территории. Естественно, к базовому агропромышленному комплексу это не относится (важна земля).

 

4. Практически все озвученные проблемы носят институциональный характер.


Пример 1 – проблема масштабирования. Если заходить всерьез на рынок, то требуется сразу значительный объем, бесперебойная поставка и стандартизация продукта. С ростом бизнеса управление им усложняется экспоненциально. Капитальные расходы на расширение – это одно, другое – профессионализация управления, административный аппарат, управление контрактами, организационная структура. Собственно, наука о менеджменте именно об этом.


Одним словом, серьезный экспортер – это крупное профессиональное предприятие, а не МСБ-«ремесленники».


Пример 2 – проблема основателя. Хорошо было подмечено, что владельцы бизнеса – одновременно и управленцы, и маркетологи. А масштабирование требует разделения этих функций, так как невозможно во всём быть спецом. Рост нашего бизнеса зачастую ограничен «стеклянным потолком» в виде потенциала его основателя и неготовностью делиться функциями.


Пример 3трансакционные издержки при выходе на экспорт. Например, 1,5–2,5 года занимает получение ветеринарной сертификации. Или закрытие рынка для Казахстана из-за неуверенности в масштабе вспышек заболеваемости в АПК. Или про важность торговых сетей, которые де-факто берут всю функцию продаж на себя.


То есть проблемы не в «коробках» в виде заводов и фабрик, не в размере субсидирования, а именно в таких издержках при контрактации.

 

5. «Тирания экспертов».


Было интересно наблюдать, как спикеры отвечали на вопрос о перспективных товарных нишах.


Предприниматель, который занимается этим постоянно, не рискнул отвечать. Сказал, что сложно говорить, ведь каждый продукт нужно изучать детально.


Министр тоже уклонился от ответа, сосредоточившись на необходимости обеспечения условий со стороны государства. И это доказательство уровня зрелости в вопросе.


Консультант детально ответил на вопрос. И по нишам, и по импортозамещению, и про участие в глобальных цепочках, и про неправильность конкуренции в виде двух цементных заводов, и про необходимость аналитики и расчетов мультипликативных эффектов. Да и в начале подметил, что роль государства должна усиливаться: меньше либерализма, больше кейнсианства.


Маленький пример большой проблемы.

bottom of page