«Civilization» – это, пожалуй, наиболее известная масштабная пошаговая стратегия. Игровой процесс строится на всестороннем развитии собственной цивилизации – географическом, экономическом, социокультурном, политическом и т. д. Большим фанатом игры является, например, основатель Facebook Марк Цукерберг.
Стратегия особенно полезна для тех, кто занимается планированием комплексного развития стран или регионов, а также кто просто интересуется такими глобальными вопросами. Эти процессы широки и долгосрочны, а данный «тренажер» позволяет в короткие сроки «набить шишки» и разобраться с основами. Можно осуществить свои «геополитические» амбиции, не затрагивая реальные жизни миллионов людей.
Последняя партия игры была на большой карте мира с оригинальными географическими и ресурсными условиями, а также расположением цивилизаций. Чтобы оказаться на территории Казахстана выбраны скифы, остальные цивилизации и города-государства – в случайном порядке. Начало игры – с древнего мира, сложность – выше среднего.
Далее сразу перейдем к выводам и урокам.
I. Объективные закономерности
1) Глобально, цивилизационных побед бывает много: военная, научная, культурная, религиозная, дипломатическая. Каждая требует определенной траектории развития, от специфичных районов и чудес света до взаимодействия с другими странами.
Что интересно, не особо важны объемы производства, накопления денег и ресурсов. То есть условный ВВП и богатства сами по себе бесполезны, но большой «пирог» позволяет «отщипывать» от него больше для специфичных проектов. Критично постоянно конвертировать излишки и потенциал в действие, не давать «застаиваться». Все как у настоящих предпринимателей, у которых деньги всегда «в обороте».
2) Сила цивилизации – это сила ее городов. Развитие города зависит, в первую очередь, от его демографического размера. Чем больше жителей, тем больше деятельности город может себе позволить. Застроить новый город нельзя ни за какие деньги.
Как обеспечить быстрый рост населения? Первоначально важен доступ к пресной воде, например, реке или озеру. Дальше идет наличие еды, что зависит от плодородности земель вокруг города. Фактор жилья решаем. Последний фактор – довольство жителей – ощутимо зависит от доступности редких потребительских товаров (например, меха, хлопок, шелк, цитрусовые, вино и т. д.).
3) Другой фактор развития городов – продуманная застройка. Ключевой критерий – плотность. Находясь рядом, районы города усиливаются, случается синергия. По этой же причине города лучше строить недалеко друг от друга – появляется возможность межрегионального усиления.
Собственно, поэтому плотные исторические локации – Ближний Восток, Европа и другие – развиваются быстрее. «Бич» территориально больших стран (Россия) – жертвование общим развитием ради освоения пространства, особенно под ресурсы.
4) Большая география решает. Самый важный фактор – побережье с доступом к океану. Район гавани обеспечивает практически всё – еду, производство, деньги. Передвижение по морю многократно быстрее, чем по суше, а значит ускоряются процессы. Опять же, это позволяет быстрее открывать другие цивилизации, города государства, чудеса природы. Отсюда ускорение развития социальных институтов (новый опыт), дипломатия, приток денег через международную торговлю.
Наличие естественных барьеров для вторжений – большая экономия на безопасности. Ими обычно выступают моря (остров) или горы. Комбинация с предыдущим пунктом проясняет преимущества таких стран, как Греция, Италия, Великобритания и Япония.
Опять же, ресурсы критичны всю первую половину игры. Они бывают разными и влияют на рост населения, производственный потенциал, деньги, культуру. В итоге это предопределяет логику первоначального развития стран. К примеру, с Китаем действительно сложно индустриализироваться из-за отсутствия камня.
5) Развитие – это комплексный взаимосвязанный процесс. Невозможно поставить «всё на зеро», дискриминируя остальное, так как это затормозит и основную траекторию.
Отсюда критическая важность социальных институтов. Они позволяют раскрыть более сложные правительства, которые значительно ускоряют развитие. Кроме того, благодаря им открывается разнообразие политик, которые ведут к победе. Но для этого приходится инвестировать в культуру и постоянно взаимодействовать с внешним миром.
С технологиями так же – просто наука (условно, фундаментальная) не спасает. Нужен опыт – для этого требуется, например, строительство специфичных зданий, освоение производств, действия «сотрудников» и прочее.
II. По цивилизационному развитию Казахстана
Приземлим объективные закономерности на территорию нынешнего Казахстана с его спецификой.
1) Более медленное развитие в первой половине игры. Здесь «против» работают оба фактора городов.
Не везде есть пресная вода, поэтому города логично располагаются вдоль рек или озер. Собственно, как и сейчас большинство областных центров Казахстана. Но дальше начинается проблема с довольно скудными аграрными ресурсами вокруг, чтобы устойчиво кормить много населения.
Другая проблема – с довольствием граждан: полное отсутствие редких потребительских ресурсов. Они есть либо далеко на севере в сибирских лесах (меха), либо на юге в районе Сырдарьи-Амударьи (хлопок), либо западнее Волги. В совокупности получаем маленькое, недовольное население.
Второй фактор – необходимость освоения большого пространства в ущерб плотности. Небольшие города еще и находятся далеко друг от друга, нет межрегиональной синергии. Проходы между городами длительны, что неоправданно замедляет процесс. Юниты не мобильны, в каждом городе нужны свои и это ведет к удорожанию.
Причем, вы «размазываете» города по всему периметру Казахстана. Основная причина – стратегические ресурсы, от металлов до энергетических. Они будут критичными во второй половине игры, но до этого важно контролировать территорию, где они появятся. А они разбросаны везде, от нефти на западе до угля, металлов и урана на севере и востоке.
2) Очень удаленная и замкнутая локация. Это на карте Казахстан находится «в центре Евразии». По факту все цивилизации располагаются очень далеко.
Северный и восточный вектор – полная пустота. На север только к концу игры, то есть ближе к нашему времени, постепенно добираются со стороны России первые поселенцы. Китай даже близко не подошел за всю игру. Относительная активность только на юге и западе, куда постепенно приближаются другие цивилизации.
Ситуацию бы облегчал доступ к океану, но его нет. Ближайший – Индийский, требует серьезной войны на юге, территориях Ирана и Афганистана (возможно, такая же логика была у СССР). В результате слабое развитие социальных институтов из-за очень ограниченных взаимодействий со внешним миром.
С другой стороны, есть преимущество безопасности. Россия перманентно занята войнами по периметру от Балтийского моря до Кавказа, ситуация за Волгой ее интересует в последнюю очередь. Китай в постоянных разборках с юго-восточной Азией и на севере (если монголы есть в игре). Поэтому достаточно поставить города-форпосты между а) Уральскими горами и Каспием, б) Каспием и Аралом, в) Аралом и горами Алатау и г) между горами Алатау и Алтая. Особенно важны 2 и 3-пункты, так как с юга могут создать проблемы сильные цивилизации (вроде Персии).
Но в целом есть экономия на военных расходах и население не скатывается в крайнее недовольство из-за бесконечных войн.
3) Чем выигрывать Казахстану? Исключаются варианты побед, связанные с перемещением по территории. Это военное доминирование (армии), религиозное (миссионеры) и культурное (туристы).
Очень сложно, но возможно, победить в научной гонке. Но это победа «ноздря в ноздрю», где вы используете целый арсенал международных операций, особенно шпионских. На родине этому способствует достаточно большое промышленное производство со второй половины игры из-за стратегических ресурсов.
Самая легкая победа – дипломатическая. Большинство цивилизаций готово с вами дружить по умолчанию из-за отсутствия споров, особенно территориальных. Отказ от религиозно-культурной доминации этому тоже способствует.
Во второй половине игры у вас появляются стратегические ресурсы, которых в мире не так много. Кратно возрастает ценность Казахстана, как торгового партнера. Большое производство в городах и деньги от торговли легко инвестируются в специфичные международные проекты, которые увеличивают «очки дипломатии».
4) Какова должна быть стратегия в Казахстане?
- Концентрация. С расположением городов мы уже ничего не сделаем, но препятствовать внутренней миграции точно не стоит. Еще раз, сила города зависит от его размера. Добавьте сюда продуманную застройку с кластеризацией, чтобы усиливающие друг друга кварталы располагались рядом. И обязательно связывающую инфраструктуру между городами (транспорт, энергетика, связь).
- Граждане должны быть счастливы, а это, как ни странно, зависит от потребительского импорта. У нас скудное производство товаров и останется таковым из-за эффекта масштаба. Но благодаря глобализации эти товары доступны по всему миру, надо лишь убрать свои экономические стереотипы вокруг импорта.
- Стратегические ресурсы – это благо, которого не нужно стесняться. Это то немногое, что Казахстан может и должен предлагать миру в обмен на остальное. Если вы думаете, что без ресурсов Казахстан стал бы индустриально развитой страной, то посмотрите на наших соседей, у которых их нет.
Резюмируя два последних пункта: Казахстан должен стать страной с открытой торговлей. Нам нужно не «сидеть» на ресурсах и деньгах, а конвертировать запасы в нематериальное. Например, в коллективные знания и опыт, бренд и репутацию, и аналогичное. «Каменный век закончился не потому, что закончились камни». У нас должны остаться институты, человеческий и социальный капиталы.
- В остальном, нам нужно продолжать разностороннее взаимодействие со внешним миром. Мы, итак, находимся физически далеко, поэтому должны пользоваться всеми каналами, чтобы получать разнообразный опыт, идеи, информацию и прочее. Инновации рождаются на стыке.
Так что в целом, Казахстан сейчас развивается очень логично в цивилизационном плане. Вопрос лишь в том, как этому не препятствовать.
А также в том, как настроить эффективность внутренних процессов, которые по умолчанию принимаются стратегией «Civilization». Речь об устойчивых политических и экономических институтах (таких, как рынок), которые позволяют вырабатывать те самые «излишки» для цивилизационных побед.