top of page

«ТИХИЙ КЭЛ» И «РЕВУЩИЕ ДВАДЦАТЫЕ»

Алибек Конкаков


В современной политике экономические дисбалансы подстегивают политиков к популистской риторике и имитации бурной деятельности. Принимаются программы по искусственному повышению доходов населения, проводятся постоянные совещания по контролю цен, выделяются огромные бюджетные средства для субсидирования в рамках политики импортозамещения.


Безусловно, комфортно иметь под рукой очередной «комплексный план» и предъявлять его для успокоения общественности. Однако зачастую за всем этим кроется недостаточно системное понимание экономики и «оригинальный» взгляд на ее функционирование.


История знает обратные примеры, когда в периоды экономической турбулентности возобладали холодная рациональность и жесткий прагматизм.


После окончания Первой мировой войны в США началась рецессия, вызванная сложностями переориентации экономики военного времени на мирные рельсы и шоком от пандемии испанского гриппа.


В ответ на это кандидат в президенты У. Гардинг выдвинул идею о необходимости возвращения к «нормальности»: дерегулирование экономики и сокращение госрасходов. Идея была поддержана избирателями в 1920 году.


Но в 1923 году он скончался. Однако его преемник Кэлвин Кулидж верил в важность ограниченного участия государства в экономике и был еще более убежденным сторонником возвращения к «нормальности».


Политический стиль Кулиджа принес ему прозвище «Тихий Кэл». Но за внешней отрешенностью и спокойствием стояли твердость и принципиальность.


Кулидж всячески укреплял «целостность» государства. Он активно использовал современные виды коммуникаций, в частности радио, и стал первым президентом, выступившим по видеозаписи. Часто общаясь с прессой, он стал президентом, давшим наибольшее количество пресс-конференций.


В своих выступлениях он озвучивал свою политическую философию, что укрепляло доверие к его политике со стороны населения.


При этом он практически не вмешивался в дела экономики. Он был сторонником децентрализации и делегирования с федерального уровня к штатам.


Кулидж объяснял роль государства в экономике фразой «конструктивное правительство», подразумевая эффективное использование государственных расходов.


В период президентства Кулиджа были приняты следующие меры:

  • Снижение регулирования бизнеса и отраслей.

  • Фискальная дисциплина и сокращение расходов госбюджета: урезание государственных программ и агентств.

  • Сокращение налоговых ставок: во время президентства У. Гардинга и К. Кулиджа ставки подоходного налога были резко сокращены с 77% до 25%.

Федеральные расходы удерживались на стабильном уровне и в течение 1920-х годов наблюдался постоянный профицит бюджета. Это способствовало погашению около четверти федерального долга.


Философия умеренного правительства и политика фискальной дисциплины помогли К. Кулиджу восстановить доверие к государственным институтам, укрепить финансовое положение страны и создать благоприятные условия для развития промышленности и бизнеса.


Цитаты Кулиджа отражают его видение экономической политики:

«люди должны работать меньше на правительство и больше на себя»;
«Я хочу видеть наши институты более гуманными. Но я не хочу видеть, чтобы люди просили у правительства милостыню, в то время как они должны быть независимыми хозяевами своей судьбы. Я хочу поощрять бизнес, чтобы он мог обеспечивать прибыльную занятость. Я хочу видеть, чтобы рабочие места искали людей, а не чтобы люди искали рабочие места. …Я хочу, чтобы каждый человек, как бы скромен он ни был, знал, что над ним стоит защита закона…».

Период, пришедшийся на президентство Кулиджа, был прозван «ревущими двадцатыми». Валовой национальный продукт в 1923-1928 годы в среднем рос примерно на 3% ежегодно. Безработица была на уровне 3,3%.


Здоровое финансовое состояние страны обеспечили частные инвестиции в промышленное производство потребительских товаров, развитие радио и киноиндустрии. Активно строилась инфраструктура, в частности дороги и электрические сети. Автомобили стали массовым продуктом – их количество в США выросло с 7 млн до 23 млн.


Своего пика на тот момент достигла урбанизация: население городов перевалило 50%. В крупных городах, таких как Нью-Йорк и Чикаго, жило 15% граждан. Именно этот период ознаменовал начало активного строительства небоскребов.


Кулидж заканчивал свой президентский срок на пике популярности. Конституция позволяла ему баллотироваться на новый срок, однако он отказался. Он писал по этому поводу в своих мемуарах: «Хотя мы не должны отказываться тратить себя на служение нашей стране, опасно пытаться делать то, что выходит за пределы наших сил».


Наследие Кулиджа после его президентства было омрачено последствиями Великой депрессии. Но кризисы были и до этого –послевоенная депрессия, рецессии 1924 и 1927 годов. Эти катаклизмы не имели таких катастрофических последствий, а экономика быстро восстановилась. Все это свидетельствует об эффективности политики администрации Кулиджа.


Уже позже экономист М. Фридман доказал, что биржевой коллапс 1929 года вылился в депрессию именно из-за государства, а именно ошибочной монетарной политики при президенте Гувере. Позже это подтвердил нобелевский лауреат, бывший председатель ФРС Б. Бернанке.

bottom of page